ПРОКЛАДКА МАРШРУТА
Прокладка маршрута на полетной карте (рис. 7.1 и 7.2) включает:
— отметку основных точек маршрута;
— нанесение линии заданного пути (ЛЗП);
— нанесение и разметку главной ортодромии;
— разметку расстояний, путевых углов и времени полета по участкам маршрута;
—- разметку ЛЗП по времени полета или по пройденному (оставшемуся) расстоянию;
— отметку заданного (расчетного) времени выхода на цель;
— отметку превышения цели относительно аэродрома взлета;
— разметку траверзов радиолокационных ориентиров;
‘— нанесение точек коррекции курсовой системы;
— отметку азимутальных поправок для применения курсовых приборов;
— отметку ортодромических (прямоугольных) координат основных точек маршрута, точек коррекции курсовой системы и радиолокационных ориентиров, намеченных для выполнения коррекции счисленных координат самолета;
— нанесение рубежей изменения режима полета.
Необходимо проверить нанесение отметок магнитного склонения, отметок основных высот местности и препятствий, угрожающих безопасности полета (особенно на участках полета на малой
высоте), выделение характерных визуальных и радиолокационных ориентиров, нанесение средств РТО.
Выполняя прокладку маршрута в необходимом объеме, следует избегать излишнего загромождения карты.
Отметка основных точек маршрута. Основные точки маршрута обводятся окружностями диаметром 10—15 мм мягким простым карандашом. Цель обозначается красным крестом в кружке красного цвета.
Н а н е с е н и е линии зада н н о г о пут и. Линия заданного пути наносится от ИПМ до КЦМ сплошной линией, четко выделяющейся на фоне карты (как правило, мягким простым карандашом). Линия пути от аэродрома взлета до ИПМ, от КИМ до аэродрома посадки и внутри окружностей основных точек маршрута не проводится, и в этих местах карты никаких пометок не делается.
Прокладка ЛЗП делается с учетом радиуса разворота самолета, если скорость полета более 400 км/ч. Разворот на следующий этап, как правило, начинается над ППМ. Если требуется пройти ППМ с курсом следующего этапа, то разворот выполняется до ППМ (рис. 7.3). Криволинейные участки ЛЗП прокладываются с помощью Циркуля, командирской линейки или специально подготовленного шаблона навигационного транспортира (рис. 7.4). Прямолинейные участки маршрута прокладываются с помощью масштабной линейки.
Нанесение и разметка главной ортодромии. Направление главной ортодромии (оси У ортодромической системы координат) и расположение точки начала отсчета ортодромических координат указываются заранее.
Главная ортодромия, так же как и частная (ортодромический участок ЛЗП), наносится на карту с помощью линейки прямой линией, если ее длина не превышает величины, указанной в табл. 7.1, 7.2 и 7.3.
Таблицы составлены для максимально возможных отклонений ортодромии от прямой (А/). Длины прямолинейных участков округлены — до сотен км. В табл. 7.1 указано, что ортодромию можно заменять прямой линией в пределах блока из 9 листов карт видоизмененной поликонической проекции масштаба 1:1000000. Это обусловлено тем, что максимально возможная ошибка ортодромических координат от такой замены не будет превышать 1 км. Если же прокладывать ортодромию в виде прямой на блоке из 4 листов карт этой же проекции масштаба 1 :2 000 000, то возможные ошибки возрастают и характеризуются формулой
где Д/—максимальное отклонение прямой от ортодромии;
S — длина ортодромии.
Рис. 7.1. Подготовленная к полету карта с нанесенной системой ортодромических координат |
Рис. 7.2. Подготовленная к полету карта с нанесенной системой прямоугольных координат |
Главная ортодромия и ее разметка наносятся, как правило, синим карандашом. Положительное направление обозначается стрелкой. Разметка осуществляется через каждые 100 км штрихами вправо от положительного направления. Величина Y указывается со своим знаком в сотнях км. Размер цифр,-как и при остальных записях на карте (кроме нескольких далее указанных случаев), 7—10 мм.
Если длина ортодромии больше значения, указанного в таблице, ортодромию наносят по промежуточным точкам.
Разметка расстояний и времени полета по участкам маршрута наносится справа по направлению ЛЗП простым карандашом в виде дроби: в числителе — расстояние в км, в знаменателе — штилевое время полета в мин. Разметка наносится в свободном от записей месте, как правило, в середине участка.
Карты в видоизмененной поликонической проекции
|
Таблица 7,2 Навигационная карта масштаба 1:4 000 000 в равноугольной косой цилиндрической проекции
|
Таблица 7.3 Карты в полярной стереографической проекции
|
Разметка заданных путевых углов должна производиться из расчета, чтобы направление полета можно было выдерживать с помощью любого курсового прибора, имеющегося на самолете»
ППМ |
Рис. 7.3. Варианты нанесения линии заданного пути в зависимости от положения точки начала разворота самолета |
Магнитный путевой угол участка маршрута (средний) наносят справа от разметки расстояния и времени полета красным цветом, а при использовании красной подсветки рабочего места ЗМПУ наносят черным цветом и обводят красным прямоугольником.
Рис. 7.4. Навигационный транспортир с подготовленными шаблонами для прокладки криволинейных участков пути |
Кроме того, значения магнитных путевых углов наносят через каждые 15—20 см ЛЗП и при изменении магнитного склонения более чем на 1°.
Условный путевой угол участка маршрута наносят левее разметки расстояния и времени полета синим цветом.
При полете по замкнутому маршруту с правыми разворотами разметку расстояний, путевых углов и времени полета-разрешается наносить слева от ЛЗП.
Разметка ЛЗП по времени полета или по пройденному (оставшемуся) расстоянию производится для удобства счисления пути. Разметка ЛЗП по времени производится от ИПМ до цели и от ИПОМ до КПМ через каждые 3 или 6 мин штилевого пути. Разметка ЛЗП по оставшемуся — расстоянию производится от цели до ИПМ и от КПМ до ИПОМ через каждые 100 км с оцифровкой в сотнях км. Разметка выполняется штрихами вправо от ЛЗП. Размер цифр 5 —7 мм.
Отметка заданного (расчетного) времени выхода на цель (контрольный ориентир) наносится красным карандашом справа от цели (КО). Выше отметки проводится черта, над которой в полете записывается фактическое время прохода цели (КО) с точностью до секунд.
Отметка превышения местности у цели или у аэродрома п о с а д к и относительно аэродрома взлета более 50 м наносится черным карандашом цифрами в метрах и обводится прямоугольником. Превышение местности относительно аэродрома взлета обозначается знаком плюс, принижение — знаком минус.
Разметка траверзов радиолокационных ориентиров выполняется ддя упрощения работы при контроле и исправлении пути. От ориентиров, намеченных для контроля пути, проводятся линии пеленгов, перпендикулярные к ЛЗП. Линия пеленга разбивается на 20-км отрезки и оцифровывается значениями дальности до ориентира в км (размер цифр 5—7 мм).
Нанесение точек коррекции курсовой системы (гирополукомпаса) осуществляется кружками диаметром 5—7 мм с пометкой «ТК» слева от точки. Точки коррекции намечаются на ЛЗП приблизительно через каждый час полета. Слева от точки коррекции записываются азимутальная поправка, условное магнитное склонение и географическая широта, справа — ее ортодромические координаты.
Отметка азимутальных поправок должна обеспечить возможность применения любого курсового прибора (режима работы курсовой системы), установленного на самолете.
Отметка наносится слева от основных точек маршрута и точек коррекции курсовой системы.
Отметка ортодром и четких координат наносится справа от основных и промежуточных точек маршрута, точек коррекции курсовой системы и радиолокационных ориентиров, намеченных для выполнения коррекции счисленных координат самолета.
Для определения отродромических координат точки (рис. 7.5) необходимо опустить из — нее перпендикуляр на главную ортодромию (ось Y), масштабной линейкой измерить координаты ж (рас-
стояние от точки до главной ортодромии) и у (расстояние от начала координат до основания опущенного перпендикуляра).
Измеренные ортодромические координаты наносятся со своими знаками простым карандашом: в числителе — координата х, в знаменателе— координата у. Разрешается ортодромические координаты характерных ориентиров записывать в левой части бортового журнала штурмана.
Главная ортодромия
Рис. 7.5. Определение ортодромических коорди-
нат точки
Нанесение рубежей изменения режима (высоты, скорости) полета, рубежей встречи с темнотой или рассветом и рубежей встречи со взаимодействующими самолетами производится в виде отрезков прямой, перпендикулярной к ЛЗП. Над линией, обозначающей рубеж, записывается его название. Например, «Снижение», «Разгон» и т. д.
Подготовка к полету карты района цели включает:
— подбор и склейку листов;
— отметку цели, начала боевого пути (НБП), вспомогательных точек прицеливания (ВТП);
— прокладку линии заданного пути, разметку расстояния, путевого угла и времени полета от НБП до цели;
— нанесение (при необходимости) главной ортодромии;
— отметку превышения цели относительно аэродрома взлета;
— выделение характерных визуальных и радиолокационных ориентиров;
— отметку заданного (расчетного) времени выхода на цель.
Подбор листов карты района цели осуществляется из расчета
охвата района радиусом не менее 100 км, центром которого является цель. В боевых условиях на полетную карту и карту района цели наносятся средства ПВО противника, зоны их поражения, позиции станций обнаружения и дальности их действия.